ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ
О.Ю. Вербина
Чувашский государственный педагогический
университет имени И.Я. Яковлева, г. Чебоксары,
Г.Г. Вербина
Чувашский государственный университет
имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары
В качестве одной из главных задач высшего профессионального образования выдвигается задача «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [2]. Ведущей тенденцией его развития на современном этапе провозглашается последовательная гуманизация целей обучения в вузе, при которой общественно-ценные и личностно-значимые цели меняются местами по значимости, что выражено в принципе личностно-ориентированного подхода в образовании. При этом оптимальным вариантом реализации гуманистической направленности образования выступает совпадение личностной и общественной целей.
В.В. Сериков отмечает, что личностно-ориентированный подход позволяет выявить новое содержание категории целей и содержания образования, методов обучения, конкретных технологий взаимодействия преподавателя и обучающегося, критериев эффективности образовательного процесса, создавая тем самым «регулятивы» преобразования педагогического сознания и практики [3].
В настоящее время, идеи «гуманистической педагогики», которые ориентируют на выявление «уникальных» потенций человека, его самореализацию, получили широкое распространение и в теории физического воспитания [7, 9]. Эта теория рассматривает возможности физического воспитания через внутреннюю гармонию человека, через его мотивы и потребности в собственном физическом совершенствовании, через самопознание и самоопределение.
Результаты экспериментальных исследований говорят, что учет ценностных ориентаций студентов в сфере физической культуры позволяет создать оптимальные условия для актуализации, стимуляции и самодвижения студентов к общекультурному, профессиональному и физическому развитию [2]. В диссертационном исследовании С.Ю. Альковой [2] показана эффективность реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании с учетом субъектного опыта студентов в области физической культуры. В работе Л.Б. Андрющенко [1] установлена педагогическая эффективность предоставления студентам свободы выбора содержания и форм организации физического воспитания в соответствии с их потребностями и интересами.
Концептуальные положения личностно-ориентированного подхода нашли свое отражение в программно-нормативных документах, определяющих направленность и содержание физического воспитания студентов. Исходными ориентирами выступают требования Государственного стандарта высшего профессионального образования, которые нацеливают работу кафедр физического воспитания на «формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности» [8].
В примерной учебной программе по физическому воспитанию студентов для достижения этой стратегической цели предусматривается «решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
1) понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и в подготовке к профессиональной деятельности;
2) знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
3) формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
4) овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
5) обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
6) приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей» [9].
Как видно из содержания этих задач, они определяют направленность физического воспитания на формирование отдельных компонентов физической культуры личности.
Учебный процесс в специальных медицинских группах, в отличие от физического воспитания здоровых студентов, характеризуется корригирующей и оздоровительно-профилактической направленностью использования средств физического воспитания и преимущественно направлен на решение таких задач, как:
- укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности;
- вооружение знаниями о характере и течении своего заболевания;
- обучение самостоятельному составлению и выполнению комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;
- вооружение знаниями по основам теории, методики и организации физического воспитания [9].
Определенная специфика наблюдается и в целевой направленности практических занятий. В частности, В.Г. Булатс и Э.Б. Бреманис [4] в качестве основной задачи практической работы выделяет развитие общей выносливости, что способствует, по их мнению, улучшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. В.И. Дубровский акцентирует внимание на задачах улучшения функционального состояния, предупреждения прогрессирования болезни, роста физической и умственной работоспособности, повышения адаптационных возможностей. П.В. Шлыков [10] считает, что в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп в период обучения в вузе следует последовательно (поэтапно) решать следующие задачи:
1) восстановление здоровья, устранение приобретенных вследствие болезни нарушений, предупреждение рецидивов заболевания, а также возможных осложнений болезни, повышение адаптационных способностей организма студента к восприятию физических упражнений (первый этап);
2) постепенная и осторожная тренировка нарушенных в ходе заболевания функций, восстановление общей работоспособности организма (второй этап);
3) коррекции наиболее важных физических способностей, обеспечивающих высокий уровень специальной работоспособности студентов (третий этап).
Ряд авторов считает, что направленность практических занятий в специальных медицинских группах должна иметь ярко выраженный оздоровительно-восстановительный или оздоровительно-профилактический характер [7].
Сравнивая вышеприведенные подходы к определению задач практических занятий, можно отметить, что все они, несмотря на некоторые различия в формулировках, объединены общей направленностью на сохранение и укрепление здоровья через последовательное восстановление и дальнейшее расширение адаптационных возможностей организма. Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп должно иметь преимущественно профессионально-прикладную направленность, поскольку общефизическая подготовка не может полностью решить задачи психофизической подготовки студентов к различным условиям и к специфике их профессиональной деятельности. Важность специализированной подготовки к труду в процессе физического воспитания объясняется тем, что помимо направленности на развитие профессионально важных психофизических качеств и двигательных навыков, профессионально-прикладная физическая подготовка может являться эффективным средством при подготовке студентов к возможным неблагоприятным условиям труда.
Таким образом, анализ и обобщение научно-методической литературы и программно-нормативных документов показывает, что сформулированные в них цели и задачи физического воспитания студентов отражают его социогуманитарную направленность на формирование личности будущих специалистов, подготовленной к самостоятельному деятельностному присвоению ценностей современной физической культуры в интересах оздоровления и физического совершенствования.
Список литературы
- Агапов, B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / В. С. Агапов. - М.,1994. – 23 с.
- Алькова, С.Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / С. Ю. Алькова. – М., 2002. – 21 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. – 324 с.
- Булатс, В.Г. О возможностях физической работоспособности студентов специального медицинского отделения // Теория и практика физической культуры / В.Г. Булатс, Э.Б. Бреманис.– 1976. - № 1. - С. 55-58.
- Вербина Г.Г. Психология здоровья: курс лекций /Г.Г. Вербина. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. - 158 с.
- Вербина О.Ю. Фитнес и здоровье /О.Ю. Вербина. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. Ун-т, 2010. – 70 с.
- Грузенкин, В. И. К вопросу о физической культуре в вузе // Теория и практика физической культуры / В.И. Грузенкин. - 1994. - № 7. - С. 41-42.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 02.03. 2000 г., № 686.
- Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студентов высших чебных заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
- Шлыков, П.В. Коррекция физической подготовленности студентов специальных медицинских групп с использованием индивидуальных программ : дис … канд. пед. наук : 13.00.04 / П. В. Шлыков. – Екатеринбург, 2002. – 159 с.