ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Вербина Оксана Юрьевна, Вербина Галина Георгиевна
к.п.н., доцент, Чувашский педагогический университет им.И.Я. Яковлева, доцент
д.психол.н., доцент, Чувашский государственный университет
им. И.Н. Ульянова, профессор, Чебоксары
verbina.galia@yandex.ru
Ценностно-мотивационная сфера любого специалиста является важнейшей характеристикой и представляет собой сложное интегральное психическое образование, побуждающее специалиста к эффективной деятельности и придающее ей определенный личностный смысл. Исследования мотивации специалиста основаны на существовании отношения «личность-среда», производности мотивов и личностных смыслов [1,с.45]. Выделяют следующие значимые факторы в ценностно-мотивационной сфере личности специалиста:
Первый фактор определяет «демонстрацию собственного превосходства», «стремление повысить уровень личного контроля», он указывает на ярко выраженную мотивацию доминирования. На противоположном полюсе данного фактора находится стремление «повысить свою квалификацию». Такой конструкт называется «организатор-специалист», он свидетельствует о наличии путей самореализации специалистов-педагогов с преобладающей мотивацией доминирования. Второй фактор связан с «личностной самореализацией», «профессиональной самореализацией». Он выражает индивидуальные мотивы самосовершенствования. Другим полюсом данного фактора является стремление «покровительствовать». Этот конструкт может быть описан определениями "ученик-мастер". Третий фактор включает в себя «служебный рост», «сохранение статуса», «желание получить одобрение начальника», в оппозиции к которым находится «стремление покровительствовать». Такой конструкт называется «лидер-ведомый». Четвертый фактор связан со «стремлением к новому», «стремлением к разнообразию», расширению опыта и знаний. На противоположном полюсе находится желание получить одобрение начальства. Пятый фактор ассоциируется со стремлением реализовать политические убеждения, отстаивать интересы населения. В противоположность ему - желание оставить все, как есть. Шестой фактор - стремление оказать помощь другим, стремление покровительствовать. Седьмой фактор - стремление к личному благополучию, стремление к материальной обеспеченности, которые противопоставляются стремлению завоевать авторитет.
О содержании ценностно-мотивационной сферы можно судить также по характеру деятельности, поступкам педагогов. Исследования данной связи у педагогов позволили выявить несколько характерных групп: 1) деятельность, направленная на личное самоутверждение и самосовершенствование; 2) деятельность общественно-политической направленности; 3) трудовая самореализация; 4) самореализация во взаимодействиях.
По отмеченным характеристикам ценностно-мотивационной сферы, их ориентации на определенные виды деятельности и поступки можно выделить несколько профессиональных типов специалистов-педагогов.
1. Адаптивно-приспособленческий тип. Он характеризуется четким пониманием своего места в иерархической структуре, стремлением к лидерству и доминированию, нормативностью поведения, желанием получить одобрение руководства, не отстать от других.
2. Служебно-карьерный тип. Для таких специалистов-педагогов характерно стремление к должностному и профессиональному росту, признанию, материальному благополучию, самореализации в профессиональной деятельности.
3. Профессиональный тип. Главное для них - это повышение квалификации, расширение опыта, повышение уровня знаний, профессиональная самореализация.
4. Социально-политический тип. В нем выражено стремление реализовать свои политические убеждения, расширить сферу личного влияния и контроля.
Содержание ценностно-мотивационной сферы специалистов-педагогов тесно связано с их ценностными ориентациями. Ценностные ориентации оказывают большое влияние на формирование потребностей личности и, следовательно, на мотивацию деятельности и достижений. Ценности, по данным А. Лоутана и Э. Роуда, можно рассматривать как производные от ценностей общества в целом.
Существует несколько типов ценностных ориентаций: 1) ценности, связанные с утверждением в обществе и ближайшей социальной среде, что связано с общественной значимостью труда, престижностью профессиональной деятельности, признанием близких; 2) ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении, деловых контактах и профессиональных взаимодействий; 3) ценности, связанные с самосовершенствованием и саморазвитием; 4) ценности семейно-бытовой сферы.
Высшие мотивационно-смысловые образования личности типа идеалов, ценностных ориентаций, жизненных целей, мечты выполняют особые и в некотором смысле чисто психологические функции в регуляции жизнедеятельности личности. Они представляют собой высоко значимые мотивационные образования, фиксирующие объективно наиболее важные для личности состояния действительности, причем именно позитивные состояния, к которым следует стремиться, реализовывать их, которые выполняют конструктивную, созидательную функцию в стратегии жизни. В отличие от мотивации избегания негативных состояний, они фиксируют позитивные состояния типа мотивации достижения [2, с.112].
Динамика актуализации новых и блокирования старых идеалов, жизненных целей и ценностных установок обеспечивает постоянное воспроизведение объективно заданной функции высших смысловых образований личности. Эти образования по существу фиксируют не столько реальное, сколько виртуальное психологическое пространство личности, обеспечивая мотивационно-смысловую перспективу дальнейшего развития личности, готовя значимое пространство предстоящего, будущего развития функционально-деятельностных возможностей личности педагога.
В настоящий период развития нашего общества, переживающего глубокие перестройки в духовной сфере и ценностных ориентирах, особенно очевиден огромный вред и опасность духовного вакуума, ослабления системы нравственных и деятельностных идеалов, резкого сокращения актуальной временной сферы жизнедеятельности личности, с псевдопрагматической тенденцией жить сегодняшним днем. При такой «реалистической» и «прагматической» стратегии не используется та немалая часть деятельностного потенциала, которая находится в латентном, потенциальном состоянии, не осознается человеком и окружающими и может включиться в реальную деятельность только при содержательно-смысловой стимуляции со стороны высших мотивационных образований личности педагога.
Список литературы
- Алексеева Е.М. Влияние личностных смыслов и смысловых установок на психические состояния. Автореферат канд. диссертации. Казань, 2007 – 26 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 2006 -288 с.
- Дулина Г.С., Захарова А.Н. Ценностные приоритеты студенческой молодежи в условиях становления гражданского общества //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 1-2 (77).