Г.Г. Вербина, О.Ю. Вербина
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары
Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева, Чебоксары
В статье рассматривается социально-психологическая адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности. На профессиональное развитие личности в значительной степени влияют первые годы профессиональной деятельности.Адаптация молодого специалиста – процесс формирования у личности устойчивого положительного отношения к задачам, традициям и перспективам организации, в ходе, которого личность активно включается в новую для нее производственную деятельность, систему межличностных отношений, общественную и культурную жизнь организации, находит там условия для самореализации и превращает новую среду в основу своей жизнедеятельности.
Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная деятельность, молодой специалист, организационные и личностные факторы.
The article deals with the social and psychological adaptation of young specialist for professional work. On the professional development of the individual is largely influenced by the early years of professional activity. Adaptation of young specialist - the process of formation of the personality of sustainable positive attitude to problems, traditions and perspectives of the organization, during which a person is actively involved in the new for her production activities, the system of interpersonal relations, social and cultural life of the organization, finds there the conditions for self-realization and turns new environment as the basis of her/his ability to live.
Keywords: adaptation, social and psychological adaptation, professional activity, young professional, organizational and personal factors.
Профессиональная деятельность – неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие. На профессиональное развитие личности в значительной степени влияют первые годы работы, поскольку именно этот период считается своего рода тем «испытательным сроком», который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде, а также является фундаментом для его будущей профессиональной карьеры, который во многом будет определять ее успешность. Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы. Становление человека как профессионала непосредственно связано с его развитием как личности. С одной стороны, индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут, как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению, приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации. Профессиональное становление предполагает появление у личности специалиста новых качеств и свойств, либо развитие имевшихся задатков. Не меньшее влияние на успешность профессиональной адаптации специалиста оказывают организационные факторы. В связи с этим руководитель предприятия должен стремиться организовать условия профессионального развития таким образом, чтобы молодой специалист успешно адаптировался в организации и закрепился в ней на долгое время.
Термин «адаптация» впервые был введен Г. Аубертом в XIX веке. Он произошел от позднелатинского «adaptation» (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни [7]. В последующем процесс адаптации стал предметом исследования многих наук. Изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в многочисленных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых: К.А. Абульханова-Славская, Г.А. Балл, А.А. Реан, А.А. Налчаджян, А.В. Филиппов, В.П. Казначеев, Ф.Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье и др. В соответствии с концепцией общего адаптационного синдрома Г. Селье под воздействием определенных стрессоров в целостном организме протекают так называемые адаптационные реакции [8]. Адаптационный синдром, по Г. Селье, имеет стадиальный характер (стадия тревоги с мобилизацией защитных сил; стадия сопротивляемости, или стабилизации, — повышенной устойчивости организма к воздействию неблагоприятных воздействий; стадия истощения). Рассматривая интеллектуальное обеспечение процессов адаптации в сложной практической деятельности, Д.Н. Завалишина выделяет ключевые «измерения», которые позволяют дифференцировать множество проблем. Одним из таких измерений является измерение — оппозиция «адаптивный — творческий» [7]. Рассмотрение психологических механизмов, обеспечивающих адаптивное поведение, позволило А. Бандуре, развивающему так называемую теорию социального научения, ввести понятие «самоэффективность» [2]. В соответствии с этим подходом успешность формирования адаптивного поведения, его длительность во многом зависит от того, насколько сам субъект адаптации уверен в своих способностях и верит в успешность своих действий. А.А. Налчаджян считает, что определение социально-психической адаптации личности возможно только на основе идеи онтогенетической социализации [5].
Тезис о существенной роли интеллектуальных структур в развитии процессов адаптации разделяется большинством исследователей. Прежде всего, данный подход разрабатывался в теории когнитивного развития Ж. Пиаже [4]. В соответствии с данной теорией организация умственной деятельности, развиваясь от простейших двигательных координаций до абстрактно-логических рассуждений и формирования на этой основе гипотез, обеспечивает решение проблемы адаптации индивида. Отстаивая и развивая тезис об адаптивной природе интеллекта, Ж. Пиаже подробно описывает два основных механизма, способствующих приспособлению человека к условиям окружающей среды, — это ассимиляция и аккомодация. Под ассимиляцией Ж. Пиаже понимает совокупность интеллектуальных действий индивида, направленных на включение факторов окружающей среды в уже сложившиеся у него когнитивные структуры. Аккомодация представляет собой противоположный процесс воздействия среды на субъект, когда он направляет собственную активность на изменение уже сформировавшихся когнитивных структур, изменяет действия и представления в соответствии с новыми обстоятельствами. Исходя из этого, Ж. Пиаже определяет адаптацию как равное соотношение этих двух векторов интеллектуальной активности индивида [4].
Альтернативный подход к определению социально-психологической адаптации личности на основе идеи онтогенетической социализации был предложен армянским психологом А.А. Налчаджяном [5]. Онтогенетическую социализацию можно определить как процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы решения задач.
После окончания вуза у большинства специалистов начинается 3—5-летний период адаптации к освоенным видам трудовой деятельности (овладение и принятие норм профессиональной деятельности и профессионального общения, понимание смысла профессии и своей причастности к ней), поиск оптимальных возможностей для самореализации, фаза «завоевания места под солнцем» в своей деятельности и референтных социальных группах. Когда молодые люди поступают на работу, они могут испытывать состояние, которое можно описать как «потрясение, вызванное реальностью». В течение подросткового периода и этапа подготовки к будущей работе люди часто имеют высокие ожидания относительно того, каким будет их профессиональный путь, как они будут справляться со своими обязанностями. После окончания обучения и начала работы новички очень быстро узнают о том, что некоторые их ожидания не реалистичны. Их обучение может не вполне соответствовать реальной работе, которую им требуется выполнять. Многие работодатели считают, что новички — это люди, которых еще многому нужно научить. Работа может оказаться не творческой, а механической, окружающие люди бывают нечестными; кроме того, может оказаться, что сойтись с коллегами по работе — большая проблема. Истинные цели работы могут затеряться в лабиринте бюрократических процедур или трансформироваться под воздействием приказов начальников. Реальность может вызвать потрясение, результатом которого становятся фрустрация, напряжение и гнев, переживаемые молодым работником на этапе приспособления к новой ситуации.
Д. Левинсон подчеркивал важность роли наставников, помогающих молодым работникам усваивать необходимые ценности и нормы [4]. Наставники исполняют роль воспитателя и учителя. Они способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице. Они служат моделями для подражания в социальной сфере и в области профессиональной деятельности. В целом наставники облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста.
В настоящее время не создано теорий развития профессиональной карьеры женщин, однако очевидно, что ей присуще большое разнообразие форм. Значительное число женщин выбирают традиционную мужскую модель непрерывной занятости. Другие планируют завести детей, когда добиваются в профессиональной деятельности определенных успехов. Те из них, кто предпочитает в период ранней взрослости посвятить себя одним семейным заботам, иногда начинают работать вне дома только после того, как их младший ребенок поступает в первый класс. Среди женщин можно выделить две ярко контрастирующие между собой группы: те, кто ориентирован на карьеру, и те, для кого работа — не главное в жизни. Многие исследователи отмечают, что работающие женщины отличаются от не работающих более крепким психическим и физическим здоровьем.
С приближением к 30 годам человек начинает переживать пик творческой активности. Одаренные люди в молодости и ранней взрослости могут добиваться выдающихся результатов в выбранной сфере деятельности, реализуются как личность в хобби и интересах, выходящих за рамки профессиональной деятельности [6].
Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда» [4], есть основание рассматривать профессиональную адаптацию как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Такое понимание не противоречит общей концепции психической адаптации как процесса, который поддерживает динамическую сбалансированность в системе «человек—среда» [4]. C точки зрения работодателя, профессиональная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. Адаптация молодого специалиста – процесс формирования у личности устойчивого положительного отношения к задачам, традициям и перспективам организации, в ходе, которого личность активно включается в новую для нее производственную деятельность, систему межличностных отношений, общественную и культурную жизнь организации, находит там условия для самореализации и превращает новую среду в основу своей жизнедеятельности. Согласно результатам многих исследователей профессиональной адаптации, молодых специалистов можно разделить на четыре группы: 1. Быстрый переход к работе, соответствующей образованию. 2. Трудовая жизнь характеризуется разбросом, т.е. виды работ не соответствуют образованию. 3. В период обучения получено образование в нескольких областях, но трудовая деятельность быстро приходит в соответствие образованию. 4. Получено образование в нескольких областях, трудовая деятельность характеризуется разбросом в выборе работ [7].
В научной литературе отмечаются экологический, биологический, физиологический, операциональный, информационный, коммуникативный, личностный и социально-психологический аспекты профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. Важным аспектом профессиональной адаптации является принятие человеком профессиональной роли. При этом эффективность профессиональной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает свою профессиональную роль, а также свои профессиональные связи и отношения. В процессе социально-психологической адаптации происходит включение специалиста в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы. Многие исследователи так же выделяют организационную адаптацию [7]. В процессе организационно-административной адаптации работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации [3]. Адаптация человека к профессиональной деятельности подразделяется на ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей. Причиной дезадаптации могут служить как изменения в субъекте труда, так и повышение требований деятельности к нему. Эти изменения могут быть устойчивыми, определяющими длительную и глубокую перестройку, и тогда их следует отнести к общей профессиональной адаптации, но могут иметь место кратковременные «возмущения», предполагающие ситуативную адаптацию [7]. В случае благоприятного развития адаптационного процесса наступает этап завершающего психического напряжения, характеризующийся своеобразной подготовкой психики человека к актуализации прежних режимов функционирования, привычных способов поведения в связи с предстоящим возвращением к привычной жизни. Завершающая стадия процесса адаптации, получившая название этапа острых психических реакций выхода, состоит из комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с вхождением в уже знакомую среду обитания и профессиональной деятельности.
Таким образом,успешность профессиональной адаптации молодого специалиста определяется как организационными, так и личностными факторами.К организационным факторам относится наличие для молодого специалиста потенциальной возможности карьерного роста.Молодые специалисты, характеризующиеся высоким уровнем адаптации, имеют следующие личностные характеристики: убежденность в том, что события жизни подвластны сознательному контролю человека; высокий уровень осмысленности жизни; склонность искать смысл своей жизни в событиях настоящего.
Литература
- Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой деятельности // А.Ж. Юревиц, В.С. Аверьянов, О.В. Виноградов и др. – СПб.: Наука, 2003. – с. 209–277.
- Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012.- 562с.
- Вербина Г.Г. Эмоциональный профиль личности руководителя. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004.- 324с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
- Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). – Ереван, 2008. – 263 с.
- Панченко Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 с.
- Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. – СПб, 2006. – 479 с.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 2000. – 254 с.