Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Формирование толерантного сознания в студенческой среде

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова - д.психол.н. Г.Г. Вербина, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева - к.п.н. О.Ю. Вербина

The formation of tolerance among students
Chuvash State University named by I.N. Ulyanov – Doctor of Psychology GG Verbina, Chuvash State Pedagogical University named by I.Y.  Yakovlev – Ph. D. O.Y. Verbina

Annotation                                           
    This article discusses one of the most urgent problems of the modern world - the problem of tolerance. Respect for the rights of another person, awareness of the importance of diversity of the modern world and to live together, without causing damage to each other - all this is connected with the concept of "tolerance." Education tolerant person is currently one of the most major social problems.
     Key words: tolerance, the phenomenon of interaction, frustration tolerance, mutual tolerance, mannerliness.

Аннотация

В статье рассматривается одна из самых актуальных проблем современного мира - проблема толерантности. Уважение прав другого человека, осознание важности сохранения многообразия современного мира и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, — все это связано с понятием «толерантность». Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших социальных проблем.

Ключевые слова: толерантность, феномен взаимодействия, фрустрационная толерантность, взаимотерпимость, воспитанность.

Актуальность проблемы очевидна и обусловлена ростом агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных ориентиров поведения, жесткой конкурентнообразной средой проживания, разгулом террора и межнациональной розни, конфликтогенностью и преступностью. Люди не равнодушные к происходящему, начинают вспоминать многие общечеловеческие ценности, к которым относится и толерантность. Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно непохожести людей, их многообразия. Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, — это толерантность к другому, иному, не такому, как я сам. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. Толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого человека, создает условия для самораскрытия и саморазвития.

Термин толерантность был введен в 1953 году П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям [2].

Р. Нельсон Джонус характеризует толерантность как воздержание от порицания оппонента как личности, считает толерантность чертой самоактуализирующихся людей [3]. Рассматривая толерантность как профессиональное качество Л.М. Митина, раскрывает фрустрационную толерантность как способность противостоять трудностям разного рода, как психическую адаптацию. Вместе с тем Л.М. Митина выделяет следующие формы фрустрационной толерантности: «здоровое» психическое состояние; напряжение, усилие, способность сдерживать нежелательные реакции, бравирование (маскировка озлобления); благодеяние, выгода, приносящая удовлетворение. Структурными компонентами толерантности Л.М. Митина считает адекватную оценку ситуации, возможность ее предвидения, прогнозирования и выхода из нее.  С точки зрения Л.М. Митиной толерантность можно рассматривать как «феномен взаимодействия» [10].

Через призму таких понятий как признание (способность видеть в другом именно другого, другой логики мышления, другой формы поведения), принятие (положительное безусловное отношение к таким различиям), понимание (способность взглянуть на мир другого со своей собственной позиции и с его) рассматривает толерантность П.В. Степанов [5]. Считает, что в процессе воспитания толерантности должен возникать внутренний диалог личности с самим собой, который может возникнуть только при активном межэтническом (внешнем) диалоге (взаимодействии) человека с представителями других этносов, национальностей. Г.У. Солдатова понимает толерантность как социально значимую характеристику личности, которая является способом принятия различий [3]. Д.А. Леонтьев предлагает рассматривать развитие толерантности в структуре междисциплинарных связей; как способ решения трудностей [2]. Е.Б. Шестопал большую роль отводит необходимости взаимной толерантности. М.С. Мацковский считает субъектом толерантности личность и общество, вместе с тем выделяет разные уровни толерантности: ценностный, публичный, необходимый, достаточный, желательный [5]. А.У. Хараш в плоскости науки биологии, пологая, что толерантность присуща человеческой природе, ей не нужно специально обучать, необходимо устранять лишь те препятствия, которые, формируясь, в опыте, мешают ей проявляться. А.У. Хараш считает, что толерантность способна подвергаться фрустрациям различного рода и является адаптивной составляющей человеческой психики [10]. Г.П. Чистяков предлагает рассматривать толерантность с позиции веротерпимости. В этом он видит перспективы и укоренения в обществе толерантности. Т.П. Скрипкина предлагает рассматривать толерантность в связи с ценностными измерениями психической реальности. Она полагает, что доверие является условием толерантности, и в то же время толерантность есть этап на пути к взаимодоверию, являющегося источником социального и психологического благополучия общества [12].

Рассматривая толерантность в области профессиональных отношений, С.Л. Братченко считает ее непременным условием развития толерантных установок – адекватное представление о реальной ситуации и тенденциях ее развития в каждом конкретном случае [3] .

Существует несколько психологических подходов к трактовке толерантности, которые выделил С.Л. Братченко:

1)  Гуманистический. Толерантность представляет собой проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, кго собственной позиции.

2)  Диверсификационный. Толерантность является сложным, многоаспектным и многокомпонентным феноменом, т.е. не сводится к одному свойству.

3)  Личностный. Смыслы, ценности и личностные установки являются психологической основой толерантности.

4)  Диалогический. Основой является межличностная толерантность: особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия с другими людьми, межличностный диалог.

5)  Фасилитативный. Толерантность не столько формируется, сколько развивается, поэтому следует создать условия для ее развития [3].

И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий объясняют механизм действия толерантности как актуализацию ощущения желаемого. Б. Филимонов полагает, что нетерпимость основана на неверной оценке истины и заблуждения, считает толерантность – чрезвычайно важным условием здорового развития личности и общества. Он считает, что призывом к толерантности является прагматизм [9]. А.Г. Асмолов дает практическое определение толерантности: это искусство жить в мире непохожих людей и идей [2]. Толерантность, в сущности, не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, считает Б.З. Вульфов [6]. Он рассматривает ее как способность человека (группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иной менталитет, образ жизни. Б.З. Вульфов выделяет источники и содержательные границы толерантности. Источниками, по его мнению, являются семья, личные впечатления от отдельных людей, читаемых книг, «образцы» СМИ и др.; для педагогов – профессиональный образ и профессиональный опыт. К границам Б.З. Вульфов относит условия, являющиеся сферами возникновения негативизма, отторжения – религиозные, этнические, психологические, ценностные, коммуникативные, поведенческие и др. Б.З. Вульфов стоит на позиции взаимотерпимости и считает важным формирование четкой нравственной позиции, преемственность значимых смыслов, установок. Также он полагает, что толерантность – это не равнодушие, а труд души; одно из проявлений отношений человека к другим людям [6].

Определяя содержание понятия толерантность, некоторые современные психологи выделяют следующие основные аспекты: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимость, допустимое отклонение (А.Г. Асмолов) [2], а также воспитание, воспитанность. М. Мириманова полагает, что толерантность – в первую очередь воспитанность, требующая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиции равного[3]. Она считает, что в основе процесса воспитания уже заложена идея толерантности, которая предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя) к более слабому (воспитаннику), что также предполагает обучение воспитанника с помощью «образца своего поведения», формирования установок, образцов нравственных поступков, служащие примером для подражания, моделью толерантных отношений, основанных на уважении человеческого достоинства. Р.Б. Брислайн считает, что толерантность является качеством личности и  является необходимым условием успешной адаптации к новым неожиданным условиям [3].

Толерантность, являясь фактором стабилизирующим систему (личность) изнутри, направляющим отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой, базируется на определенных принципах: отказ от насилия, добровольности выбора, умение принудить себя, не принуждая других, подчинение законам, принятие Другого. С. Мендас рассматривает толерантность как «намеренное допущение или воздержание от препятствования действиям, рассматриваемым как ложное с моральной точки зрения» [9].

Рассматривая развитие толерантности через формирование установки в педагогическом аспекте, Л.А. Степашко обосновывает ее как социальную потребность, этническую норму поведения личности, полноценность ее духовно-нравственной жизни [12]. Структурными элементами такой установки являются «культурный опыт» (культура), рефлексия, знания. Условия толерантности, по мнению автора, определяются социально-психологическими, динамическими и социально-педагогическими компонентами. Целевая и ценностная установки являются структурой толерантности и рассматриваются как путь ее развития, этому способствуют интерактивные методы образовательного процесса.

Российский социолог, психолог В.В. Кочетков рассматривает толерантность через призму таких понятий, как уверенность в себе, позитивная, адекватная самооценка, понимание, принятие. Он предлагает рассматривать толерантность в открытой культуре, где наблюдается большая толерантность к отклонению поведения индивидов от общепринятых норм. В.В. Кочетков считал, что толерантность является особенностью русского национального характера [9]. Л.И. Рюмшина идентифицирует понятие толерантности с такими понятиями, как устойчивость, терпимость, способность переносить различного рода негативные действия. Л.И. Рюмшина считает структурными компонентами толерантности устойчивость личности по отношению к окружающему миру; сохранение собственной ценности и понимание ценности другого человека; жизнестойкость личности; терпимость к другим людям. Активность личности, его реальное поведение вбирает в себя личностные установки, ценности и смыслы, являющиеся мотивационно-регулирующими коррелятами. Л.И. Рюмшина считает толерантность неотъемлемой русской чертой [12].

Таким образом, существует множество точек зрения исследователей на данный феномен.

Студенчество занимает особое положение в обществе в силу того, что оно обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, готово практически участвовать в процессе преобразования России, выступать реальным партнером государственных органов, законодательной и исполнительной власти всех уровней в решении задач социального, воспитательного и иного характера.

Время учебы в ВУЗе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Этот процесс подробно проанализирован в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, З.Ф. Есарева, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Е.Е. Лилиенталь и др. В этом возрасте нравственное развитие сопровождается усилением сознательных мотивов поведения. Совершенствуются, по сравнению с другими возрастными периодами, такие качества как решительность, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, инициатива, умение владеть собой. Молодых людей волнуют моральные проблемы.

В настоящее время вопросам формирования толерантного сознания уделяется особое внимание - от молодого поколения зависит будущее России. «Поистине, воспитывать - это значит решать судьбу не только одного человека, но и всей державы», - писал В.Г. Белинский.Возраст студенческой молодёжи – это наиболее оптимальный период для формирования толерантности, чему способствуют: внимание к вопросам собственной культурной идентичности, их интерес к образу жизни других людей, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, стремление заявить о своем мнении по многим актуальным проблемам, развитие рефлексии и чувства социальной ответственности. При этом препятствиями формирования толерантности являются повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм некоторых молодых людей, стереотипизация мышления, навязанная окружающей средой.

Высшее образование предполагает подготовку профессионалов для разных областей науки и техники. Выпускники ВУЗов становятся не только квалифицированными работниками, но и выполняют социальные функции: взаимодействуют с другими людьми, они должны уметь работать в команде, уметь слышать мнение других, избегать конфликтных ситуаций, находить компромисс.

ВУЗы располагают широкими возможностями для воспитания этнической терпимости, толерантности к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Невозможно научить толерантности, исходя лишь из ее формального понимания. Толерантность как внутренняя установка и способ взаимодействия должны иметь характер добровольного индивидуального выбора; она не может навязываться, толерантность приобретается через информацию, воспитание и личный жизненный опыт. Толерантность проявляется в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Прежде всего, она предполагает совместный диалог, взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность выражается в активной жизненной позиции человека и является важным критерием зрелости личности, имеющей свои ценности и интересы, и одновременное уважение позиций и ценностей других людей.

Формирование толерантности должно строиться с учетом собственных реалий, особенностей традиций и культуры, но, главное, готовности молодежи к тем или иным изменениям и особенностям объективно сложившихся условий. Программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между различными группами (возрастными, этническими, социальными, культурными, религиозными). С этой целью важно ввести в программу вузов соответствующие аспекты рассмотрения толерантности. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Попытки молодежи понять и постичь причины тех или иных традиций, обычаев, расширяют их мировоззрение, формируют уважение к другой культуре, развивают рефлексию. Сам процесс взаимодействия дополняется еще и взаимодействием с преподавателями и студентами различных статусов, различных поколений, в который они включаются как равноправные.

Для того чтобы формировать толерантность студентов, преподаватель сам должен обладать этим качеством. Способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для преподавателя и весьма важной для развития толерантности. Для формирования толерантности студента необходимо учитывать психологические особенности студенческого возраста, микроклимат в учебной группе, в учебном заведении, особенности студенческого коллектива в целом и отдельных групп: особенности личностей, образующих группы, авторитетных студентов, лидеров, взаимоотношения между учебными группами и внутри них, преобладающие в группе мотивы, настроения, интересы, нормы поведения, отношение к профессии, овладение ею, наличие «культа учебы».

Таким образом, программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания между людьми разных поколений, культур, вероисповедований, социального положения. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.

 

 

Литература

  1. Аверзаев И.Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи//Воспитание школьников. -2010. -№7. -С. 64-66
  2. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. - с.7.
  3. Бондырева С., Колесов Д. Толерантность. Введение в проблему. -МПСИ.-2011.- 240 с.
  4. Боргоякова Т.В. Молодежный экстремизм-угроза национальной безопасности России//Экономика и право.-2009.-№3-4.0- с. 50-73.
  5. Википедия [Электронный ресурс]. Толерантность. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность
  6. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства// Внешкольник. №6.- 2002. - с. 12-16.
  7. Вербина Г.Г. Психология семьеведения: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011, 417с.
  8. Коржуев А.В., Кудзиева Н.Ю., Попков В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза//Педагогика.-2003.-№5.-С.44-49.
  9. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий.- М.: ПЕР СЭ, 2002. - 416 с.
  10.  Митина Л.М. Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, коррекция, диагностика. - М.Флинта, 2001. -192 с.
  11.  Николаев Е.Л. Социокультурные детерминанты психического здоровья: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005.99с.
  12.  Степашко Л.А. Толерантность как педагогическая проблема// Уроки Холокоста и проблемы формирования толерантности в Российском обществе./ Под ред. В.В. Романовой. - Хабаровск.- 2002. - 134 с.
  13. Таланов В. Педагогика толерантности // Высшее образование в России. 2000. N 2.

 

 

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика