Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Я - концепция — важный структурный элемент психологического облика личности

Вербина О.Ю., Вербина Г.Г.

Чувашский государственный педагогический университет

имени И.Я. Яковлева, Россия, Чебоксары

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет

имени И.Н. Ульянова», Россия, Чебоксары

 

 

Я - концепция — важный структурный элемент психологического облика личности

Становление «Я-концепции» возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми. Формирование «Я-концепции» человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Формирование адекватной «Я-концепции», и прежде всего самосознания, — одно из важных условий воспитания сознательного члена общества [5, c.56].   

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «Я», с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. Уже в подростковом возрасте человек начинает прислушиваться к мнению окружающих и интересоваться тем, какими его видят друзья и близкие. Как раз в этом возрасте образ «я» состоит из многих сфер жизни. Каждый индивид в этом возрасте осознает себя личностью, частью общества. «Я-концепция» каждой личности включает в себя разные стороны «Я» [5,  c.58]:

-«социальное Я» (это способность комфортно чувствовать себя в обществе, смелость, самопрезентация, активность, коммуникабельность);

-«физическое Я» (это любовь и принятие своего тела, уход за ним, забота о своем здоровье);

-«моральное Я» (система убеждений, принципов, моральных качеств, честь и достоинство, культура и ценности);

-«интеллектуальное Я» (это качества интеллекта: скорость и гибкость мышления, креативность и продуктивность).

Все вышеперечисленные компоненты входят в структуру «Я-концепции», но основными являются «Я-реальное» и «Я-идеальное».

Многие используют понятие «Я» для описания стабильной и неизменной части личности. «Я-концепция» - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов [2, c.21]. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают человека к определенному поведению. У индивида существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только своё поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому сформированная «Я-концепция» выступает как активное начало – и изменить её бывает крайне сложно. Как совокупность ожиданий «Я-концепция»  определяет, как будет вести себя индивид в конкретной ситуации и как он будет интерпретировать действия других. Эта функция «Я-концепции» определяет также и представления человека о том, что должно произойти.                

Таким образом, можно определить три категории самоустановок [3, c.177]:

 «Реальное Я» – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, какой он на самом деле. «Зеркальное (социальное) Я» – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. «Идеальное Я» – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.

«Я-реальное» – это «Я» настоящее, которое является синтезом установок, самовосприятия и самоотношения. Этот элемент отражает меру принятия себя  в настоящем. Это степень самоуважения или неуважения к себе. Каждая установка включает   три    аспекта    отношения:    эмоциональный,    поведенческий, познавательный. И они синтезируются в модальностях самооценки. Физическое: рост, фигура и т.д. Духовное: на сколько  я  доволен собой. Социальное: отношение к себе с точки зрения  места  в  системе  общественных отношений и  множества  ролей,  которые  человек  выполняет.  «Социальное  Я» в «реальном Я» определяет меру принятия себя через  роли,  субъектом  которых является личность.

«Я-идеальное» – это «Я-концепция», которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать». «Я-идеальное» представляет собой структуру, которая также постоянно трансформируется и меняет свое определение. «Я-идеальное» — это идеальная модель, к которой человек стремится. И наоборот, если «Я-идеальное» сильно отличается от реального поведения человека и его системы ценностей, то оно может стать препятствием на пути к личностному развитию. Если «Я-идеальное» сильно отличается от «Я-реального», это отличие может серьезно мешать нормальному здоровому функционированию личности. Люди, страдающие от такого различия, зачастую просто не готовы увидеть разницу между своими идеалами и реальными действиями. «Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Многие авторы связывают «Я-идеальное» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду [6, c.222].

Важной характеристикой «Я-концепции» является конгруэнтность, свидетельствующая о соотношении восприятия самого себя и субъективного жизненного опыта [4, c.151].  У конгруэнтной личности слова, мысли и действия не расходятся между собой. При расхождении возникает конфликт с самим собой, вызывающий у личности тревогу, что новое знание войдет в сознание и вынудит «Я» к изменению. Чтобы этого не допустить, личность использует защитные механизмы, которые способствуют снижению тревоги. Для развития и роста личность должна быть конгруэнтной. Стимулирует личность к большей конгруэнтности, по К. Роджерсу, тенденция к самоактуализации.

Таким образом, «Я-концепция» позволяет человеку не только воспринимать воздействия окружающей среды, но и осознавать свои возможности, определять меру и характер собственной активности, направленной на овладение социальным опытом деятельности и поведения. «Я-концепция» формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе – «Я-реальное» и способствуют формированию модели, к которой человек стремится – «Я-идеальное».

Список литературы

  1. Вербина Г.Г. Введение в психоанализ: учеб. пособие /Г.Г. Вербина. Чебоксары. Изд-во Чуваш. ун-та, 2010.- 230 с.
  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб: Издательство «Питер», 2000.- 320с.
  3.  Колядин А.П. Подходы к изучению Я-концепции в психологической науке // Серия «Гуманитарные науки». – 2005. – №1.
  4.  Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 247 с.
  5.  Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.- 419 с.
  6.  Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. – 661 с.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика